Васильева Саргылана Ивановна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр технического творчества»
В Центре технического творчества я работаю с 2003 года. Мне посчастливилось вместе работать с такими учителями, как Раиса Дмитриевна Карпова и Христина Авксентьевна Иванова. Работая вместе с ними, я набрала много опыта в воспитании детей. Дети занимались с радостью, с удовольствием. Директором был Егор Петрович Андросов. Тогда мы работали в двух зданиях. Наш филиал находился по улице Ярославского. Коллектив всегда дружный, сплоченный проводились разные мероприятия как посвящение в кружковцы, новогодние утренники, выставки, конкурсы, посещение библиотек. Участвуем во всех проводимых городских и республиканских мероприятиях.
С 2003 г. по 2008 г. мой кружок «Начальное техническое моделирование» в основном посещали учащиеся СОШ№ 26, НПСОШ№2.
Программа «Начальное техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует научно-техническую направленность. Творческая деятельность на занятиях позволяет ребёнку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.
В процессе занятий по программе у младших школьников активизируются познавательные способности и творческие силы, прослеживается большая самостоятельность учащихся в новизне их суждений и вопросов. Так как в процессе создания модели требуется участие всех духовных сил ребёнка — сил интеллекта, воображения, чувств, эстетических переживаний, то в основу программы положены основные структурные компоненты технического творчества: гибкость мышления, гибкость образов и способности к творческому воображению, самостоятельная творческая деятельность и активность, а также основные педагогические идеи.
Творческий потенциал ребёнка находит своё развитие в процессе работы над созданием модели. Программа «Начальное техническое моделирование» включает в себя разнообразные формы работы с детьми и охватывает такие разделы, как оригами, поделки из плоских деталей, конструирование простейших объёмных поделок из бумаги, поделки из готовых форм, изготовление сувениров и объёмное моделирование из бумаги и картона с элементами конструирования…
Развивающий характер обучения по программе определяется всей системой занятий. Дети вначале выполняют модели по образцу, шаблонам, что является основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность развивает творческие способности детей. Каждая последующая ступень обучения опирается на ранее полученные знания и умения, активизирует познавательные интересы учащихся с целью их дальнейшего совершенствования.
В ходе занятий техническим творчеством, программа помогает решать воспитательные задачи, а также большое внимание уделяется созданию условий для развития двигательной сферы, пространственных представлений и общего развития детей.
В программе отдается предпочтение не только обучающим формам и методам работы, но и стимулирующим стремление воспитанников к самостоятельности.
А с 2011 г. по 2013 г. вела кружок в Саха политехническом лицее.
Важной частью данной программы является наглядность и конкретность, переход от простого к сложному. Занятия построены так, чтобы они меньше всего походили на школьные уроки, а были увлекательной игрой, где можно проявить смекалку, сделать всё своими руками и проявить дух соревнования. Выполняя проектные работы, открывают в себе новое. Наши проектные работы «Луноход»,«Космические искусственные спутники», настольная игра «Звездные войны»,из оригами «Хомус» занимали призовые места.
С 2013 г. по 2015 г. в СОШ№27.
По итогам обучения по программе «Начальное техническое моделирование» воспитанники всегда участвуют в разных городских, республиканских выставках, всероссийских и международных интернет – конкурсах, в которых мы стали дипломатами и лауреатами. Хочу отметить из них: Ширяев Ваня 1клСОШ№26, Аммосов Ньургун 4клНПСОШ№2,Тимофеев Данил 3кл СГ, Скрябин Игорь 3кл СОШ№14, Матвеев Артем 4кл, Антоев Андрей 4кл НПСОШ№2, Ермолаев Даниил СОШ№26 и многие другие, которые дальше занимаются в других технических кружках.
С 2015 года работаю с общеобразовательными программами «Техническое конструирование» и «Мой первый робот».
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных открытий, экскурсии на выставки, демонстрация видеоматериалов.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую части. Практическая часть является логическим продолжением и закреплением теоретического объяснения. Практическая работа – основная форма, используемая на занятии, в ходе которой происходит закрепление знаний и умений, а также формируются навыки работы с различными инструментами.
Для закрепления знаний используются игровые формы (соревнования, игры, викторины).
Участие в выставках различного уровня дают почувствовать воспитанникам значимость своего творческого труда. Игровые формы также помогают при творческой работе (загадки, считалки, творческие вопросы).
Занимаясь в данном кружке учащиеся стали более открытыми сплоченными, почувствовали себя в коллективе единомышленников. Они обрели уверенность в себе и появилась активное участие в проводимых мероприятиях .
Бурно обсуждают результаты своего участия. Родители кружковцев следят за успехами детей и сами бывают вовлечены в творческой жизни кружка.
Задача инновационного развития экономики требует соответствующего развития образовательной среды, в том числе развития детского технического творчества. Одной из наиболее перспективных областей в сфере детского технического творчества является образовательная робототехника, которая объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии.
Программа «Мой первый робот» направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать новые знания, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей.
Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Основными задачами кружка лего-конструирования 1-4 классов являются:
- обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
- развивать творческие способности и логическое мышление детей;
- развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- развивать умения творчески подходить к решению задачи;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Учащиеся должны уметь:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
Текущая образовательная тенденция — проектная деятельность. В распоряжение детей предоставлены конструкторы, оснащенные микропроцессором и наборами датчиков, позволяющих создавать программируемые модели роботов. С их помощью ребята могут программировать роботов на выполнение определенных функций. Благодаря датчикам, созданные конструкции реагируют на окружающих мир. Специальное разработанное программное обеспечение позволяет организовать отдельные модули в распределенные сети, где роботы способны связываться друг с другом, опрашивать и обмениваться данными. С помощью программирования учащиеся наделяют интеллектом свои модели, и используют их для решения задач, которые связывают с творческими проблемами по курсу математики, информатики, технологии, физики, химии, экологии.