Семенова Сахалина Владимировна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦТТ» ГО «г. Якутск»
Кружок технического проектирования – одна из форм распространения среди учащихся знаний технического моделирования и интереса к техническим специальностям.
На занятиях кружка мы учим детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Кроме этого занятия моделизмом дают представление о судо-, авто- и авиастроительных специальностях, что является ориентиром в выборе детьми интересной профессии.
Использование метода проектов в работе с младшими и со средними школьниками позволяет поддержать становление и развитие ряда качеств, как любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. В этот период формируется умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
Обучающиеся кружка с помощью педагога и родителей стараются выполнить свои проекты. Каждый ребенок выбирает тему проекта и поэтапно начинает планировать действия работы. Позже, на занятиях, происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль. На этой стадии применяются элементы проектно-конструкторского метода. На всех этапах этого метода осуществляю консультативную помощь ученикам.
Целью при организации такой деятельности является приобретение учащимися основных исследовательских навыков: умение формировать и вычленять проблему исследования, производить и описывать изделие, обеспечивать получение надежных результатов, подводить итоги.
Есть различные технологические приемы, техники, освоив которые, учащийся погружается в мир фантазии и созидания собственного образа изделия. Ребенком движет единственное желание — сделать это красиво.
С учащимися кружка реализованыиндивидуальные и коллективные проекты, например, Матвеева Алина сделала творческий проект «Планета Земля». Сначала Алинаисследовала интересующуюся тему про Землю и про близлежащие планеты. Потом осуществили поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве. После этого сделали план и чертеж будущего макета.В работе нам помогали родителидетей и другие педагоги дополнительного образования.В 2015 году с этим проектом участвовали в конкурсе «Космос и Мы» на базе «Центра технического творчества» города Якутска и заняли почетное 3 место. В 2016 году, изменив план доклада и поднабравшись опыта, участвовали в городской выставке НТТУ-2016 и заняли 1 место.
Творческо-исследовательским проектом занималась Матвеева Саина по теме «Воздушный шар». Проект очень сложный и интересный, поэтому потребовалась много времени, начиная от чертежа будущего макета до завершения презентации. В этом году решили поучаствовать в заочных Международных выставках.
Кружок «Основы технического творчества» работает не так давно, но учащиеся не раз становились победителями и призерами городских, республиканских, всероссийских, международных конкурсов, выставок. Своим ученикам я стараюсь создать все условия для успешного творчества, пополнять кабинет всеми необходимыми для работы материалами и инструментами. По поводу моей работы высказываются пожелания, отмечаются положительные и отрицательные моменты работы моего кружка, оказывается моральная и материальная поддержка. Для более плодотворной деятельности — активно сотрудничаю и привлекаю родителей.
Приходя в кружок по собственному выбору и желанию, в свободное от уроков время, ребенок занимается привлекательным, любимым видом деятельности с целью самореализации своих возможностей, способностей.
Самое главное в работе кружка – не только развитие художественных наклонностей и способностей детей, но, что особенно важно, желание своим творчеством доставить радость и удовольствие другим людям. Дать детям увидеть общественную направленность труда, воспитать уважение и готовность к труду на пользу обществу призвана общественно полезная деятельность, ведь трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства.