Технический кружок «Судомоделирование».

Лавров Егор Фрументьевич, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр технического творчества» ГО «Город Якутск»

Детское техническое творчество — это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся. На занятиях в судомодельном кружке учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчении, учатся их применять на практике. Судомоделизм способствует расширению политехнического кругозора учащихся. Знания и навыки, приобретенные в судомодельном кружке, очень помогают ребятам в период прохождения службы на флоте, дают ориентацию в выборе технических профессий.

    

В 70-80 годах техническое творчество было гораздо более массовым, государство больше внимания уделяло на техническое направление, обеспечивали выезды на соревнования в другие города, выпускались специальные наборы деталей для судомоделирования. Но начиная с 90-х годов выделяемые средства постепенно урезались и стали, в конечном счете, мизерными. В этих трудных условиях педагоги частенько тратили свои собственные средства из своих небольших зарплат, но даже в таких тяжелых условиях, благодаря их профессиональным качествам и энтузиазму, кружок судомоделирования не только выживал, но и готовил победителей разных конкурсов, соревнований и выставок. Большой вклад в развитии судомодельного спорта в городе Якутске сделали Леонид Михайлович Шишлянников, Александр Кириллович Егоров и другие педагоги, много лет плодотворно руководившие кружком, чьи воспитанники неоднократно   становились призерами всесоюзных соревнований. Кружок судомоделирования начала работу с 1972 года как одно из направлений технического творчества в городской станции юных техников (ГСЮТ) на базе школы №1. (Руководитель Пироговский Ф.Ф.).

Силами педагогов и администрации создаются все условия для проведения занятий дополнительного образования детей. Занятия по судомоделированию способствуют приобщению учащихся к многообразной творческой деятельности и развитию творческих способностей.

  

Несмотря на все усилия педагогов, трудно стало проводить занятия на должном уровне без современного технического оснащения. Так для изготовления желаемых действующих красивых моделей судов не хватает необходимых инструментов, материалов и специальных деталей. Простые модели из картона и дерева – это лишь начальный уровень. На сегодня дети записываются в кружок для того, чтобы научиться делать модели с радиоуправлением и электродвигателем.

В школах идет тенденция сокращения часов по технологии, а многие и вовсе отказываются от них. Практической работой дети почти не занимаются. Все занятия переходят в теоретическую область. В этих условиях учреждения детского технического творчества, становятся одной из немногих образовательных организаций, которые учат детей в техническом направлении. Занятия по судомоделированию помогают школьникам развивать творческие способности и конструкторские умения; побуждает любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивает стремление разобраться в их конструкции и желании выполнить макеты и модели этих объектов. Дает понятия школьникам первоначальные представления о кораблестроении. Знакомит с основами электротехники, механики, химии. Формируются умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, самостоятельность.

Программа кружка «Судомоделирование» рассчитана на 3 года. За эти три года дети должны научиться работать и комбинировать разные по своей структуре, химическим и физическим свойствам материалы. Уметь самостоятельно создать действующую модель (с мотором) по чертежам.

  

Кружок «Судомоделирование» отличается от других направлений технического творчества тем, что все модели изготавливаются вручную и начиная все с чертежа, со строгим соблюдением размеров и масштабов.

Изготовление модели судна с электродвигателем — это многоступенчатый и сложный технологический процесс.

Можно выделить следующие этапы работы по изготовлению действующей модели:

  1. Работа с чертежами
  2. Изготовление корпуса
  3. Обработка готового корпуса: шпаклевка, шлифовка.
  4. Изготовление люков в палубе
  5. Подготовка корпуса к установке винтомоторной группы
  6. Изготовление винтомоторной группы
  7. Монтаж винтомоторной группы
  8. Подготовка корпуса к установке руля
  9. Изготовление руля
  10. Монтаж руля
  11. Покраска корпуса
  12. Изготовление надстройки
  13. Покраска надстройки
  14. Изготовление подставки
  15. Испытание и регулировка.

Все эти операции требуют время не только на само действие – изготовление и монтаж деталей, но и время на застывание клея и краски, затвердевание шпаклевки, причем в определенной последовательности. В совокупности требуется много времени на изготовление моделей. Только после всей этой работы, у ученика в руках оказывается модель, сделанная собственными руками от корпуса до винта, которая, если сделать ее по всем правилам судомоделизма будет на порядок лучше заводского, а возможно и не иметь аналогов в заводском исполнении.

Изготовление собственной модели судна – это бесценный технический опыт.

    

Кружок имеет свой бассейн для испытания моделей.

Ежегодно, проводятся конкурсы, выставки и соревнования, где активно принимают участие наши учащиеся, посещающие технический кружок судомоделирование: 1 сентября ко дню знаний проводится выставка работ учеников; 23 февраля проводится разные конкурсы и выставки, посвященные Дню защитника отечества, 9 мая ко дню Победы; 1 июня ко дню защиты детей на открытом водоеме Талое озеро проводятся соревнования. Победители конкурсов, выставок и соревнований получают сертификаты, грамоты и призы. Все это вместе дает ученику не только мотивацию и соответствующие умения, но и дополнительную возможность поступить в учебные заведения технического направления, а техников высокого уровня в нашей стране остро не хватает.

  

Практика работы показывает, что знания и навыки, приобре­тенные в судомодельном кружке, очень помогают ребятам в период прохождения службы на флоте, многим дают ориентацию в выборе профессии.