УМО «:Начально- техническое моделирование и конструирование как основа научно — технического творчества»

Сергеева Аграфена Константиновна – руководитель учебно-методического объединения педагогов дополнительного образования«Начально-техническое»

Учебно-методическое объединение «Начально-техническое»  МБУ ДО «Центр технического творчества» ГО «город Якутск»

В настоящее время возросла потребность в педагогах дополнительного образования, способных обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого подхода, его освоения и применения достижений науки в педагогическом опыте.

В связи с этим в нашем учреждении постоянно изменяются, оптимизируются и модернизируются подходы к организации методической работы.

В нашем Центре методическое объединение технической направленности реализуется одновременно по нескольким ведущим направлениям:

  • Подготовка и реализация образовательных программ. У педагогов методобъединения различные современные образовательные программы, которые позволяют организовать процесс обучения на высоком уровне.
  • Мониторинг образовательно-воспитательного процесса. Коллектив педагогов УМО выстраивает логику воспитательного процесса с неуклонным повышением качества воспитания. Она ориентирована на обучение и воспитание учащихся, развитие их физических, психологических, интеллектуальных особенностей, а также на обеспечение образовательных потребностей учащихся с учетом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов.
  • Организация научно-методической работы. Основные задачи научно-методической работы методобъединения являются: включение педагога в инновационную деятельность; включение педагога в научно-исследовательскую деятельность; включение педагога в опытно-экспериментальную деятельность.
  • Развитие профессионального потенциала педагогов. Профессиональное становление и развитие педагога не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Методическое объединение с технической направленностью в текущем 2015-2016 учебном году работает над темой: «Начальное техническое моделирование и конструирование в основе научно-технического творчества и инженерного мышления». В состав УМО включает 6 педагогов, которые верны своему делу и всесторонне развивают детей:

  1. Неустроева Альбина Мартовна – педагог кружка «Основы моделирования техники» с высшей квалификационной категорией, звание воспитателя-методиста, отличник образования РС(Я), член Творческого Союза художников России.
  2. Сергеева Аграфена Константиновна – педагог кружка «Техническое конструирование с элементами ТРИЗ технологии» с первой квалификационной категорией, отличник образования РС(Я), знак педагогической династии РС(Я).
  3. Павлов Михаил Иванович – педагог кружка «Архитектурно-пространственное моделирование «Дьогур»» с первой квалификационной категорией.
  4. Тарабукина Екатерина Дмитриевна – педагог кружка «Юный конструктор» с первой квалификационной категорией.
  5. Николаева Светлана Валерьевна – педагог кружка «Юный конструктор».
  6. Семенова Сахалина Владимировна – педагог кружка «Основы технического проектирования».

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Каждый педагог работает по выбранной теме самообразования, и это является важным условием правильно организованной и проводимой работы. Такие как:

  1. Развитие творческой индивидуальности детей в процессе обучения технического проектирования.
  2. Художественная одаренность, ее выявление и развитие в условиях дополнительного образования.
  3. Создание условий для развития детей через вовлечение в проектную деятельность.
  4. Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей учащихся.
  5. Активизация познавательной деятельности на занятиях «Юный техник» посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
  6. Развитие основных особенностей инженерного мышления в кружке «Технического конструирования с элементами ТРИЗ технологии».

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Для результата самообразования нужно планировать поэтапно:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, образовательные программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • конкурсы, выставки, доклады, выступления различного уровня;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение мастер-классов, интегрированных, открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок.

На заседаниях УМО ведется аналитическая работа, рассматриваются вопросы организации работы, изучения нормативной и методической документации, педагоги обмениваются творческими планами, педагогическими открытиями, инновационными методами работы и т.д. Отслеживается уровень участия каждого педагога в методической деятельности учреждения. Под руководством наших педагогов учащиеся не раз становились победителями и призерами городских, республиканских, всероссийских, международных конкурсов, выставок.На основании этих показателей строятся графики, диаграммы и выстраивается рейтинг педагогов. В дальнейшем эти показатели используются для морального и материального стимулирования педагогического труда.

Одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации педагогических работников являются семинары, творческие мастерские, мастер-классы. Основная цель их проведения — обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.

Мастер-классы мы рассматриваем как одну из форм эффективного профессионального обучения как педагога, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и педагога, который пассивно относится к своему профессиональному росту. Мастер-классы педагоги Центра проводят с целью выявления и реализации своих творческих способностей, обобщения и распространения передового опыта.

Таким образом, главной целью каждого педагога нашего методического объединения, раскрыть потенциал детей, дать им свободно развиваться, проявить себя творчески. А добиться ее можно лишь кропотливым трудом. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Это и есть составляющие хорошего кружка, где воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Согласитесь, самые приятные минуты для педагога, когда глаза детей горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.